Доход от паблишинга для музыканта

В этой статье мы рассказываем об основных соглашениях в музыкальной индустрии, в частности статья посвящена изданию музыки.

Что волнует обычно музыканта?

  • Зачем нужно музыкальное издательство?
  • Какой у меня будет доход от публикации и каковы основные источники этого дохода?
  • Кто такой издатель и зачем он вообще нужен?

Паблишинг

Паблишинг — это коммерческое использование музыкальной композиции (не записи!). Вот здесь важный момент – в чем разница между песнями или «музыкальными произведениями»?

Согласно закону об авторском праве, музыкальная композиция – это запись, которая содержит песни, то есть «звукозапись». Например, рассмотрим альбом джазового музыканта Телониуса Монка. Лейбл на компакт-диске показывает, что Columbia Records — это звукозаписывающая компания. Он также содержит треклист (названия каждой песни), содержащейся на компакт-диске. Запись принадлежит Columbia Records. Монк передал права на свое исполнение Columbia, когда подписал контракт со звукозаписывающей компанией, и Columbia Records владеет авторскими правами на эту запись. Однако, Columbia Records не получила авторские права на эти песни. Например, «Ruby, My Dear», написанная Монком, — одна из песен, включенных в альбом. Columbia Records принадлежит запись песни Монка, но не сама песня. Издательство Music Sales в настоящее время управляет правами на эту песню от имени Monk’s Estate. Деньги, которые поступают от управления правами на эту песню или любые песни, называются доходом от публикации.

Источники доходов от издательства музыки

Основными источниками дохода от паблишинга являются гонорары за публичное исполнение, гонорары за механическое воспроизведение и плата за синхронизацию. Каждый из них объясним ниже. И совсем крошечным по сравнению с первыми тремя, являются ноты.

Роялти за публичное исполнение

Любой исполнитель песни, который публично исполняет песню, должен получить лицензию и заплатить за это роялти. В США авторы песен и их музыкальные издатели используют организации по правам исполнителей (PRO) для сбора этих гонораров. Основных организаций три: ASCAP, BMI и SESAC. Четвертый PRO, недавно запущенный магнатом музыкальной индустрии Ирвингом Азоффом, — это Global Music Rights (или GMR). PRO собирают гонорары за публичное исполнение с радио, телевидения, Интернета и других пользователей музыки, таких как ночные клубы и концертные залы. ASCAP и BMI собирают в год около миллиарда долларов каждая. Выручка SESAC составляет около 200 миллионов долларов.

Роялти за воспроизведение

Гонорары за воспроизведение — это деньги, которые авторы песен получают от включения своих песен в записи. Ставка гонорара устанавливается организацией по авторским гонорарам (в России это, например, РАО), а в США текущая ставка составляет 9,1 цента за песню за копию каждой проданной записи (если песня не превышает пяти минут, и в этом случае ставка составляет 1,75 цента за минуту или ее часть). Это означает, что если запись, содержащая одну песню, будет продана миллионным тиражом, «стат» составит в сумме 91 000 долларов. Что касается интерактивных потоковых сервисов, таких как Spotify, ставка составляет 10,5% от валового дохода за вычетом того, что сервис платит ASCAP, BMI и SESAC (примерно 6%).

Плата за синхронизацию

Синхронизация относится к синхронизации музыкальной композиции в аудиовизуальном произведении, таком как фильм, телешоу, реклама или видеоигра. Сумма денег за размещение синхронизации широко варьируется в зависимости от характера проекта и характера песни. Например, использование классического поп-хита в крупном кино или телевизионной рекламной кампании может принести более, чем шестизначную сумму. Плата за синхронизацию не всегда значительная, зачастую написать трек для рекламы намного прибыльнее (в среднем от нескольких тысяч долларов), чем использование трека даже в популярной ТВ программе (выплачиваемый гонорар за публичное исполнение обычно не превышает нескольких сотен долларов).

Ноты

Ноты когда-то были основным источником дохода издательства. Однако, хотя ноты теперь включают в себя как цифровые, так и физические носители, они составляют лишь небольшую часть общего дохода от публикации.

Итог:

Несмотря на то, что по всему миру все эти источники дохода составляют несколько миллиардов долларов, эта сумма лишь немного превышает оборот десятилетней давности. С учетом инфляции доход от паблишинга снизился. Основная причина в том, что продажи физических носителей резко упали, и, как следствие, резко упал доход от авторских отчислений.