Лидер группы Чайф предрек закат музыкальной индустрии из-за Apple
Лидер российской рок-группы «Чайф» Владимир Шахрин рассказал в интервью Ведомостям о своем взгляде на индустрию звукозаписи, современную музыку и влияние на музыкантов новых технологий.
По словам Шахрина, нынешний век новых технологий ничего не предложил на замену старой культуре — рок-музыке и рэпу, находящемуся в России на волне популярности. Развитие технологий привели к тому, что у молодого поколения не возникает потребности в поиске информации. Раньше, когда нужно было информацию добывать, по словам музыканта, «ты радовался каждому клочку новой информации».
Сейчас это ощущение у молодых людей отсутствует, нет даже потребности искать информацию и владеть ею. А зачем себе забивать голову, когда есть поисковая система, которая может предложить гораздо больше? Если я понимал, что в свердловский рок-клуб, условно говоря, приходит профессор Перцев (Александр Перцев – завкафедрой истории философии и философии образования Уральского государственного университета, – прим.редакции) и у него есть уникальные знания в области философии, которые я могу и обязан почерпнуть, то сейчас у молодых людей нет особого пиетета перед учителями. Может, ты что-то знаешь, но не больше, чем Google.
Он также отметил, что обвинять их в этом сложно. Если уж винить кого-то, то самого Стива Джобса, а не тех, кто пользуется его изобретением. Стив Джобс в ответе за убийство индустрии звукозаписи. Он практически прибил систему, когда люди вкладывали деньги в молодые таланты, потому что знали, что на этом в дальнейшем заработают.
Обвинять молодое поколение в таком отношении к информации сложно — ответственность за происходящее лежит на тех, кто сделал ее доступной, – считает Владимир Шахрин.
Из-за популярности стриминговых сервисов, по мнению музыканта, происходят еще более серьезные события.
Что вообще делать рок-музыке? Теперь все студии разоряются. Никому не нужен альбом, нужна одна песня, причем люди не хотят ею владеть и на полке ее хранить. Им пришла ссылка на песню – ну они ее послушали, понравилось – поставили в плей-лист. Они даже не закачивают ее. Люди слушают стриминговый поток – интернет ведь есть практически всегда. Таким монстрам, как iTunes, тоже приходит конец. Заработать на продаже музыки так, как зарабатывали компании, выпускавшие виниловые пластинки, что это позволяло им содержать студию, больше невозможно. Была компания EMI, у нее была студия Abbey Road, в ней писались и Pink Floyd, и Beatles, и Spice Girls, потому что они продавали пластинки, кассеты и компакт-диски. А сейчас этого нет, все оборудование продается за три копейки. Группа «Чайф» позволяет себе иметь студию просто потому, что нам это нравится. Можем себе позволить, что называется. Как некоторые люди коллекционируют старые автомобили. Из Южной Кореи притащили старый пульт, какие-то старые приборы за невероятно маленькие деньги. И то, что мы видели на картинках, волшебное, из британских, американских студий, – это все сейчас абсолютно доступно. Если раньше хороший пульт стоил как дом в Майами, то теперь он и однокомнатной квартиры на окраине Москвы не стоит.
Владимир Шахрин считает, что сейчас музыку теперь можно записывать сидя дома, на ноутбуке. Для этого вполне достаточно тех технологий, которые есть на любом компьютере, учитывая, как сейчас люди слушают. Когда он был в экспертном совете фестиваля «Старый новый рок», куда каждый год поступает по 300–400 заявок от молодых групп, то отметил, что все эти фонограммы звучат здорово – можно брать и ставить на радио, хотя я понимал, что ребята записывались дома, у себя на репетиционной базе. Почему? А музыка стала доступнее с одной стороны, но, с другой стороны, усреднилось качество. И совсем роскошные записи исчезли. Скорее всего, Джордж Мартин, который записывал Beatles, остался бы без работы. Никому больше не нужны его уникальные знания, говорит лидер «Чайфа».