Разбираем постпечатку: лаки и ламинация

Диджипаки могут быть изготовлены нами с различной пост-печатной обработкой. Каждый из видов этой обработки – УФ лакировка, ВД и офсетные лаки, различная ламинация, – могут дать разные визуальные эффекты, поэтому для дизайнеров особенно важно понимать и разбираться во всех нюансах обработки, чтобы наиболее выигрышно подготовить макеты.

УФ-лакировка (сплошная и выборочная)

УФ-лакировка (УФ – это ультрафиолетовый лак) производят раствором акриловых смол и жидких полимеров, которые застывают на бумаге по действием ультрафиолетового излучения. УФ-отверждаемый лак может быть нанесен как 100% на всю площадь листа, так и выборочно. При выборочной лакировке создается отдельная печатная форма по которой лак заливается на бумагу и картон. Лак очень хорошо дает объем и яркость на плашках тёмных тонов и плашечных заливках (большой площади).

Как происходит лакировка тиража? Валы распределяют состав по всей площади листа, а УФ-сушка закрепляет изображение лака. Принципиальная схема лакировки показана на схеме:

uv-coating

Рассмотрим преимущества и недостатки. Прежде всего при лакировке глянцевым УФ-лаком мы получаем высокой степени глянец, который превосходит любые другие типы лакировки. Также, при выборочной УФ-лакировке визуально сильнее передается глубина и яркость изображения, расставляются акценты, при сплошной заливке такого контраста не видно.

Достоинставами данной технологии являются высочайшие выразительные свойства. К недостаткам относится: высокая стоимость лака, ломкость лака на биге и под обрез, также трудоемкость всего процесса. Для УФ-лакировки необходимо нанести праймер, сам лак, а далее закрепить его дорогостоящей УФ-сушкой (причем расходные УФ-лампы также входят в стоимость всего процесса).

Мы используем для УФ-лакировки отдельную секцию, тираж специальным образом подготавливается под нанесение. Сам глянцевый лак мы обычно наносим на предварительно заламинированный матовым ламинатом картон.

Водно-дисперсионный (ВД) лак

ВД-лак — представляет собой раствор синтетических смол в смеси этилового спирта и воды и выполняет роль защитного. Он кладется на продукцию с помощью специальной секции в печатной машине и практически не заметен невооруженному глазу. Его задача – это создание защитного слоя для офсетной краски и уменьшение времени сушки офсетных тиражей. ВД-лаки бывают разных видов, есть матовый лак, приглушающий цвета, но добавляющий глубину изображению, а есть глянцевый, усиливающий яркость.

Водно-дисперсионное лакирование листа позволяет образовать хороший защитный слой и предотвратить истирание красочного слоя на диджипаках и конвертах (при отсутствии дополнительной ламинации). Также ВД лак придаст оттиску глянцевый оттенок, но этот глянец не будет очень высокой степени, это едва заметный глянец, его функции исключительно защитные. Из недостатков технологии можно отметить сложность подбора лака, дополнительные затраты на тираж.

Мы используем для ВД-лака пятую секцию с ИК-сушкой и системой раздува горячим воздухом для ускорения процесса высыхания. В диджипаках с тиражами от 5000 шт. мы рекомендуем использовать ВД-лак в составе защитной функции и экономить на ламинировании.

Офсетный лак

Офсетный лак — является самым доступным, имеет такую же структуру, как и офсетные краски, придаёт насыщенность цветам, ускоряет время сушки тиража, защищает от внешних воздействий.

Данная технология наиболее проста в применении, так как печатный лак по своей природе представляет собой офсетную краску без пигмента и может наноситься через обычный красочный аппарат офсетной машины. Его не нужно сушить УФ-сушкой, как УФ-лак, но нужно раздувать горячим воздухом. Офсетных лаков большое количество видов. Но недостатки данной технологии тоже имеются, которые делают ее не слишком популярной. Прежде всего, от лака вы визуально зафиксируете слабый эффект, сам слой лака очень тонкий. А с течением времени может произойти пожелтение. В процессе печати мы используем специальный противо-отмарывающий порошок для предотвращения отмарывания и слипания оттисков, для дальнейшей обработки он будет мешать и его надо будет снимать.

При всех НО, в ряде заказов использование офсетного лака и выгодно, и оправданно.

Ламинация

Самый массовый вариант постпечатки готовых листов. Что такое ламинация? Это нанесение пленки на поверхность листа и ее закрепление. Прозрачная плёнка для нанесения бывает разной по толщине (от 16 до 300 микрон). Для диджипаков мы используем 25-27 микрон. Пленка может быть матовой или глянцевой, поэтому при формировании типового заказа мы уточняем какая будет ламинация диджипака – матовая или глянцевая. Матовая пленка более дорогая, чем глянцевая.

Технология ламинации отпечатков для упаковки дисков и винила имеет следующие достоинства:

  • Превосходный эффект — упаковка приобретает четко выраженный глянцевый или матовый оттенок.
  • 25 микрон – это серьезный защитный слой, защищающий красочный слой от воздействия внешних факторов и осуществляющий изоляцию красочного слоя от попадания влаги и капель.
  • Увеличение жесткости листа, придание ему прочностных характеристик.
  • Равномерный слой покрытия.

Разберемся более подробно в процессах ламинации, поскольку их бывает два совершенно разных типа: горячая ламинация и холодная ламинация.

Горячая ламинация

Наиболее широко распространенной технологией является горячее ламинирование. При горячей ламинации используются пленки с уже нанесенным клеевым слоем, расплав которого происходит под действием температуры. Процесс ламинирования выглядит следующим образом: пленка проходит под вращающимися хромированными нагревательными валам, в этот момент происходит расплав клея на поверхности пленки, после чего под давлением выполняется препрессовка пленки к бумаге.

Холодная ламинация

При холодной ламинации технология кардинально другая – используются пленки без предварительно нанесенного клеевого слоя. В процессе ламинирования на пленку наносится слой клея из ванны, после чего валы под давлением припрессовывают пленку к бумаге. Данная технология в России развита слабо, так как ламинаторы для холодной ламинации имеют высокую стоимость, обслуживание этого парка оборудования намного более затратнее, чем горячих ламинаторов, также есть ограничения и по ресурсным частям.

Главный плюс данной технологии в том, что клеить ламинат можно на широкий спектр поверхностей, а также возможности использования более широкого спектра припрессовываемых пленок с разными эффектами. К минусам данной технологии однозначно можно отнести намного более сложный производственный процесс и высокую стоимость клеевой ламинации.

Мы используем данный вид ламинации при изготовлении ряда моделей диджипаков и почти всей упаковки для винила.

Является-ли ламинация заменой другой постпечатки?

Ламинация – это достаточно технологичная, но специфическая технология. Она наносится на лист методом припрессовки: печатный лист и приложенная к нему плёнка для ламинации прокатываются между валами под давлением. Таким образом, заламинированный лист стягивает. Да, припрессованная плёнка отлично защищает продукцию от внешних воздействий, продлевает срок службы печатного изделия и вносит эстетический аспект: изделия с ламинацией смотрятся более презентабельно и стильно, но при этом стоит помнить и этой особенности деформации листа и изделия. Если мы изготавливаем диджипак, то дальнейшая склейка и сборка позволяет нивелировать поверхностное натяжение по листу. Но при дальнейшей УФ-лакировке следует иметь ввиду, что мелкие элементы могут не попасть на заламинированный отпечаток из-за этой деформации (да, деформация происходит и при холодной, и при горячей ламинации).

Несмотря на все сложности и нюансы, ламинация на сегодняшний день используется нами при изготовлении большинства видов продукции – диджипаков, конвертов, сливов и коробок для винила, а плюсом ламинации является быстрота производства и относительно невысокая стоимость.

Рассмотрим схему-анимацию классической ламинации:

laminating-cardboard

Итоги

Подытоживая, если у вас массовый тираж, то ваш вариант ВД или офсетный лаки. Если вы хотите сделать презентабельное CD/DVD издание, то необходимо учитывать ламинацию и опционально выборочный УФ-лак для расстановки необходимых акцентов. Если вы планируете большой формат (винил или сложную схему диджипака), то это клеевая холодная ламинация.